Наверняка многие из тех, кто более-менее углубленно интересовался историей Великой Отечественной Войны, встречались с рассказами о том, что артиллерийские части РККА получали снаряды ещё дореволюционного выпуска, а со складов выгребались шашки с гравировками “за веру, царя и отечество”.
Да, действительно, в критический момент битвы под Москвой в бой пошло всё, что могло принести пользу Родине. В качестве примера достаточно привести японские винтовки “Арисака” и французские винтовки системы Лабеля, поставленные в 1915-1917 гг. Даже явно устаревшие 75-мм орудия образца 1897 года, также выпущенные во Франции и поставленные в тот же период, нашли себе применение. Зато немногим известно, что немцы и их союзники тоже не брезговали иностранным вооружением, пусть даже далеко не новым.
Одним из таких образцов была 120-мм пушка системы Банжа, принятая на вооружение французской армии в 1878 году (Canon de 120L mle 1878). Период его активного применения пришелся на Первую Мировую войну, причем существовало два варианта – буксируемый и крепостной. Одновременно со 120-мм орудием была разработана и его 155-мм версия, прославившаяся в ходе англо-бурской войны (знаменитый «Лонг Том»).
Очевидно, при разработке 120-мм артсистемы основной упор делался на конструкцию ствола. По этой причине Canon de 120L противооткатных устройств не имела вообще, зато затвор был поршневой с асбестовым обтюратором конструкции этого самого де Банжа. В номенклатуру боеприпасов входили картузные переменные заряды и восемь типов выстрелов, правда огневые качества этого орудия вряд ли можно было признать выдающимися (хотя французы на этом особо не настаивали). Средний темп стрельбы составлял один выстрел в минуту или 45-50 выстрелов в час. При массе снаряда от 18 до 20 кг его начальная скорость составляла от 265 до 614 м\с. Максимальная дальность находилась в пределах от 10,7 до 12,4 км, в зависимости от типа боеприпасов.
Полная масса орудия в боеовм положении равнялось 3740 кг, поэтому для его буксировки требовалась «усиленная» конная тяга. Обычно в упряжке было 6 или 8 лошадей, которые в годы Первой Мировой войны заменили на грузовики. Большого смысла в этом не было, поскольку максимальная буксировочная скорость ограничивалась 4 км\ч. Для полного развертывания на боевой позиции требовалось не менее 1 часа.
Стоило полагать, что при выстреле орудие будет буквально “уходить” с позиции, постоянно сбивая наводку. Про Canon de 120L даже шутку придумали, что такому орудию нужны два наблюдателя: один следит за разрывом снаряда, а второй присматривает куда орудие покатилось. Отчасти по этой причине на колеса надевали специальные “башмаки” и использовали подколесные упоры на земле. Была также попытке ввести тормоз гидравлического типа, устанавдиваемый прямо под лафетом, но эта идея не прижилась. Поэтому, почти в 100% случаев, вместо модным новшеств использовали старый проверенный метод — за колесами укладывали две «горки» в форме вытянутого треугольника.
Между прочим, раздельно-гильзовое заряжание было применено ещё на орудии системы Canon de 7 de Reffye образца 1870 года, но его век оказался очень коротким — французская армия сняла эти пушки с вооружения уже в 1894 году.
Впрочем, исходя из дальнейших событий, можно считать, что орудие получилось удачным. Если во Франции от 120-мм пушек де Банжа начали избавляться сразу после завершения Первой Мировой войны, то в других странах, менее избалованных разнообразием артиллерийских систем, они прожили значительно дольше.
Например, в Польше, которой досталось несколько таких пушек (уже снятых с вооружения у себя на родине), в начале 1930-х гг. провели модернизацию. Заключалась она в следующем: 120-мм французские стволы устанавливались на лафеты от русских 152-мм гаубиц, доставшихся в качестве трофеев после развала Российской Империи. Модифицированные орудия получили обозначения “120mm wz. 1878/09/31” и “120mm wz. 1878/10/31”, успев принять участие в сентябрьских боях 1939 года против немецких войск.Не менее интересно сложилась судьба орудий де Банжа, попавших в Финляндию.
После начала Зимней войны в ноябре 1930 года союзники сразу же ринулись оказывать помощь потерпевшей стороне. Что и говорить, финнам было поставлено много современной техники, но и всякого хлама англичане, шведы и французы сплавили немало. Например, финская авиация получила истребители “Gauntlet” и учебно-боевые истребители “Jaktafalken”, которые с трудом могли поднять в воздух. Артиллерия, в свою очередь, была пополнена 72(!) орудиями Canon de 120L mle 1878, которые французы милостиво передали вместе со снарядами к ним в количестве 96.000 штук. Финны от такого подарка отказаться не смогли, поскольку орудия поставлялись даром. Французское обозначение сменили на финское 120 K/78.
До подписания перемирия (13 марта 1940 года) успело прибыть только 18 орудий, причем случилось это в последнюю неделю войны. Остальные безнадежно застряли в пути, частично на территории Норвегии. Зимой 1940 года их использовать не стали, но в дальнейшем часть орудий была введена в строй без какой-либо модернизации. В общей сложности, к апрелю 1940 года, удалось получить лишь 24 орудия и только после оккупации Норвегии финская сторона договорилась с Германией о скорейшем продолжении поставок. Несколько позже финны прикупили у немцев ещё снарядов, так что с боекомплектом у 120-мм орудий проблем не возникало.
Была у французского орудия свой финская субмодификация, названная 120 K/78-16. Изменения заключались в небольших доработках ствола.
Поскольку боевая эффективность 120-мм орудий де Банжа оставляла желать много лучшего их отправили служить на оборонительные линии внутри страны. В частности, 55 орудий попали в распоряжение 2-го фортификационного артиллерийского батальона на линии Салпа. Однако, как только советская армия перешла в контрнаступление летом 1944 года, “французов” отправили на переднюю линию фронта. В течении июня их можно было видеть у Ханко Пенинсула, а также на Карельском фронте и в Лапландии. Чтобы упростить процесс перевозки (как мы уже знаем, буксировочная скорость была небольшая) финны грузили лафеты на грузовики, а ствол “путешествовали” отдельно. Правда, для разгрузки-погрузки теперь уже обязательно требовался подъёмный кран.
Последний выстрел 120-мм французские орудия сделали 24-го июня 1944 года на позициях у реки Свирь. Надо отметить, что фронтовое применение не всегда было успешным. Так, в декабре 1941 года советские войска неожиданной атакой прорвали оборону финских войск в районе Ухтуа (Uhtua) и вышли на позиции тяжелой артиллерии. Трофеями Красной Армии в тот раз стали две 120-мм пушки, которые были отбуксированы в тыл. Кроме того, в сражении на реке Свирь у Туулоса (Tuulos) было захвачено ещё 16 орудий этого типа, которые были брошены своими расчетами из-за невозможности эвакуации.
Понятно, что использовали этих ‘динозавров” не от хорошей жизни. Тем не менее, финские артиллеристы находили их достаточно мощным оружием, обладающим высокой точностью и эффективными снарядами.
После войны практически все Canon de 120L mle 1878 отправились на переплавку, за исключением нескольких штук, оставшихся в качестве музейных экспонатов. Сейчас Финляндия располагает тремя образцами 120 K/78 и ещё по одному орудию Canon de 120L mle 1878 находится в музеях Бухареста, Брюсселя и Афин.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Canon de 120L mle 1878 De Bange
The Patriot Files: Canon de 120mm mle 1878 (форум)
Field Gun Models in Winter War
Французская артиллерия в 19-м веке